#людиNURIS
#интервьюNURIS
Одним из признанных центров по распространению знаний и повышению осведомленности в области возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в Казахстане является полигон ВИЭ, функционирующий при ЧУ «Nazarbayev University Research and Innovation System» (NURIS).Ученые университета успешно внедряют вакуумные гелиоколлекторы в системе локального централизованного теплоснабжения, которые обеспечивают теплом и горячим водоснабжением (ГВС) объекты кампуса Назарбаев Университета.
Редакция журнала QazaqGreen попросила поделиться достижениями в этой сфере генерального директора NURIS, кандидата технических
наук Айдара Жакупова.
– Айдар Бексултанович, два года назад Вы подробно рассказали читателям журнала QazaqGreen о деятельности полигона ВИЭ NURIS. В социальных сетях мы наблюдаем смещение вектора активности этого полигона в сторону разработок и внедрения ВИЭ в области теп- лоснабжения и ГВС. С чем связано это изменение приоритетов в развитии деятельности полигона ВИЭ?
– Мне очень приятно, что Вы вспомнили мое предыдущее интервью о деятельности полигона ВИЭ NURIS. Для нас очень важна обратная связь с нашей целевой аудиторией, и мы намерены, наряду с проведением серии вебинаров в области ВИЭ, информировать наших коллег о текущих достижениях полигона ВИЭ. Как я отмечал ранее, увеличение доли генерации ВИЭ на 3% в производстве электрической энергии в 2020 году в Казахстане с использованием ветротурбин и фотоэлектрических систем, к сожалению, не привело к улучшению экологической обстановки в городах и населенных пунктах. Понятно, что главным фактором загрязнения наружного воздуха остается традиционное использование угля в системах отопления индивидуального жилья. Я понимаю, что людям нужна комфортная температура в их индивидуальном жилье, но у меня вызывает эмоциональное напряжение, когда я, житель столицы, не могу элементарно позволить себе открыть окно в своей квартире в многоквартирном доме, чтобы проветрить перед сном свою спальню. Удушающий смог от печного отопления у многих горожан вызывает противоречивое чувство: как так получилось, что мы, живущие в век цифровых и космических технологий, совсем недалеко ушли от наших пещерных предков, обогревающих свои примитивные жилища огнем костра? Поэтому мы решили активизировать деятельность полигона ВИЭ в направлении расширения внедрения ВИЭ в системах теплоснабжения и ГВС. Тем более у нас имелись существенные наработки в этом направлении и опыт успешной реализации пилотного проекта проектирования и строительства энергоэффективного дома в форме юрты Shell-yurt, с полным обеспечением теплом за счет ВИЭ (гелиоколлекторов и теплового насоса).
– Расскажите, пожалуйста, подробнее о системе с использованием вакуумных гелиоколлекторов, интегрированных в локальное централизованное теплоснабжение и ГВС таунхаусов и коттеджей в кампусе Назарбаев Университета.
Рисунок 1. Таунхаус № 6.
– В качестве объекта для монтажа системы был выбран таунхаус общей площадью помещения в 347 квадратных метров, в котором располагается детский сад «Растиград». Целями внедрения гелиосистемы для отоп- ления и горячего водоснабжения являются: 1) демонстрация применения возобновляемых источников энергии (гелиоколлекторов) для локального централизованного теплоснабжения жилых зданий в климатических условиях Нур-Султана; 2) сокращение выбросов СО2, снижение энергозатрат на отопление и ГВС.

При проектировании системы отопления необходимо было знать исходные данные:
– класс энергетической эффективности здания;
– требуемую тепловую мощность для отоп- ления и ГВС объекта;
– тип конструкционных материалов кровли объекта;
– принцип и схему функционирования существующей (традиционной) системы отопления.

Класс энергетической эффективности здания относится к высокому (В+).
Этот показатель означает, что здание эффективно расходует тепловую энергию и имеет отклонение от нормируемого значения от -30 до -40%.
На основе моделирования и выполненных расчетов был произведен подбор оборудования.

Принципиальная схема системы отопления с гелио-системами показана на рисунке 2, а мнемосхема, отображаемая на ПК, изображена на рисунке 3.